Ремонт магнитопровода силового трансформатора

Магнитопровод любого силового трансформатора необходим для эффективного преобразования напряжения. С помощью этого механизма с успехом снижаются потери энергии, что значительно увеличивает работу непосредственно самой трансформаторной станции. Поэтому ремонт магнитопровода трансформатора занимает  существенное место в любом типе  ремонтных работ преобразователя. В  объем ремонтных работ силового преобразователя входит:

  • внешний визуальный осмотр активных частей и проверку изоляционных слоев в стяжных шпильках;
  • специализированные испытания и создание отдельных приспособлений;
  •  разборка и расшихтовка сердечника;
  • очистка стали от межлистового слоя, который получил повреждения;
  • лакировка, сушка и запекание нового слоя изоляционной поверхности;
  • контрольный процесс за нанесением лакового покрытия и сборка конструкции;
  • тестовые испытания после ремонта сердечника трансформатора.

Ремонт магнитопровода может быть частичным или полным, в зависимости от состояния и периода эксплуатации всей конструкции. При капитальном ремонте требуется полный разбор всей конструкции.

Особенности ремонта магнитопровода трансформаторов

Магнитная система, которая собрана с ярмовыми балками и несколькими крепежными конструкциями имеет название остова трансформатора. Для крупных моделей трансформаторов изготавливают  шихтованные стержневые и бронестержневые конструкции. В стержневых конструкциях концы всех стержней объединены верхними и нижними ярмовыми конструкциями. В бронестержневых моделях дополнительно имеются еще и боковые ярма, расположенные параллельно стержневым конструкциям.

Обе модели могут быть одно- и многорамными. При частичном ремонте в некоторых случаях можно обойтись и без разборки  трансформатора.

Если для частичного ремонта необходимо разогнуть загнутые  концы пластин, то сделать это можно плоскогубцами. Чтобы работать было удобнее стержень с наличием дефекта частично распрессовывают, а между пластинами помещают текстолитовые клинья. Затем, после процесса выпрямления пластин, на данном участке прокладывают специальные полосы телефонной или кабельной бумаги, а затем конструкцию вновь опрессовывают.  Если речь идет о замыкании пластин при наличии нагаров, то ремонт производится аналогичным способом.

Если пластины магнитной системы серьезно сплавились, то раковины очищают от прогара с применением карборундового камня и пневматической либо электрической дрели. В результате пластины разъединяют специально подготовленным ножом, можно еще использовать тонкое зубило.

При проведении частичного ремонта в обязательном порядке следует сделать замеры сопротивления изоляции. Замеры делают для каждой ступени отдельно, а также проводят испытание пластин на нагрев активной стали.

Показатели сопротивления у симметричных областей должны быть примерно одинаковыми. При этом нет четко-обозначенных норм на предельные значения сопротивления изоляции, поэтому обычно данные сравнивают с заводскими показателями. Если трансформатор уже давно эксплуатируется и при этом несколько раз подвергался  ремонтным работам, то показатели сопротивления допускаются более низкие, чем опубликовано в данных завода.

Чтобы испытать на нагрев активной стали необходимо на стержни намотать временные витки. При этом отремонтированные участки следует оставить  открытыми. Напряжение, а также количество витков должно быть таким, чтобы  создавалась номинальная по параметрам индукция. Допустимо несколько повышенная индукция. Места, где в итоге образуется перегрев определяют с применением термометра, который размещается в различных точках магнитопровода.

Разновидности сердечников

Чтобы изготовить магнитопровод применяется специализированная феррогатная сталь. Из нее изготавливают несколько разновидностей сердечника, среди которых:

  1. Броневые. Это Ш-ообразные конструкции, у которых обмотки находятся в центре. Ремонт такой системы усложнен именно из-за особенностей конструкции.
  2. Кольцевые или тороидальные. Это конструкция сердечников в виде кольца, но с прямоугольным сечением. Здесь обмотки наматываются непосредственно на сердечник. С точки зрения энергетики это наиболее эффективный способ.
  3. Стержневые. Такая конструкция магнитопровода имеет форму буквы П. Обмотка наматывается на предназначенный для этого стержень. Стержни между собой объединяются ярмом. При наличии такой конструкции очень легко осматривать обмотки.

Полный ремонт магнитопровода чаще всего производится в момент капитального ремонта трансформатора.

Основные работы при ремонте магнитопровода

При ремонте обмоток и магнитопровода силового трансформатора в первую очередь необходимо  разобрать. Для этого отворачиваются верхние гайки вертикальных шпилек  и гайки из горизонтальных прессующих шпилек,. Снимаются ярмовые балки и затем расшихтовывают верхнее ярмо. Делают это одновременно со стороны ВН и НН. На следующем этапе следует экскизировать  взаимное расположение пластин двух активных слоев стали. Верхние концы пластин  необходимо связать проволокой,  которая продевается в отверстия.

Также в обязательном порядке производится замена изоляции стяжных шпилек. Проверить изоляцию стяжных шпилек можно с помощью мегаомметров.

С листов стали следует удалить всю имеющуюся старую изоляцию. Изолирование пластин допускается проводить  через одну. Для равномерного нанесения слой лака наносят с применением пульвелизатора. Сушат его после нанесения в течение 6-8 часов с применением специальных шкафов. Для стяжных шпилек делается специальное отверстие, которое изготавливается только при помощи штампа.

Удаление старой изоляции с листов делают при помощи стальных щеток или кипячением листов. Последний метод применяется в том случае, если листы покрыты  изоляцией бумажного типа. Также есть возможность применить обжиг листов с равномерным типом распределения температуры. Для этого достаточно применить нагрев 250-300°С при времени в 3 минуты.

Важно помнить, что капитальный ремонт с перешихтовкой и переизолировкой проводят только в том случае, если магнитопровод находится в горизонтальном положении. Только так можно произвести его грамотную сборку и разборку.