Ремонт и диагностика РПН силового трансформатора
РПН силового трансформатора – это специальный переключатель, который регулирует напряжение, находящееся под нагрузкой. При этом потребителей нет необходимости отключать от сети и они продолжают использовать электричество в полном объеме. Для ремонта в первую очередь требуется качественная диагностика РПН трансформатора. На переключателях, которые длительное время работали в масле может появиться желтоватого цвета пленка. Ее причина – увеличенный нагрев и повреждение контактов. Чтобы убрать такую пленку следует протереть контакты специальной технической салфеткой. Вместо салфеток можно использовать чистые тряпки без ворса, которые смочены в ацетоне.
Преимущества и минусы регулировки под нагрузкой
Самый главный плюс в регулировке без отключения рабочего напряжения заключается в том, что на выходе у трансформатора будут поддерживаться необходимые параметры сети. Все параметры можно регулировать с учетом нужной величины.
Наибольший недостаток связан с том, что в процессе следует использовать дополнительные агрегаты. При этом масса оборудования и его габаритные размеры на порядок увеличиваются.
Оборудование РПН устанавливается на обмотки высшего напряжения по следующим базовым причинам:
- на стороне с высшим напряжением устройство имеет меньшие габариты;
- обмотка содержит большое количество витков, а потому увеличивается точность регулировки;
- согласно конструкции обмотка высшего напряжения является наружной;
- устройство РПН расположено в нейтрали высшей обмотки.
Регулярно в обязательном порядке проводят работы по протирке и промывке наружных конструкций, чтобы не скапливалась грязь.
Ремонт РПН
Помимо общих работ по очистке, протирке, помывке всех поверхностей деталей и частей РПН, проводится еще и регулярный ремонт РПН силового трансформатора. В обязательном порядке проверяют контактные поверхности избирателей ступеней, а также электрические и механические части приводной механической системы. Проверяют подгоревшие контакты избирателя и главные контакты контактора, все имеющиеся приводы зачищают и внимательно проверяют на уровень плотности в прилегании. Причину подгорания следует выявить и в обязательном порядке устранить.
Если имеются металлокерамические контакты, которые выгорели более, чем на 7 мм, то их следует удалить и заменить на новые, без повреждений.
Главная причина подгорания контактов избирателя и контактора – ослабление самих контактов, поскольку образуется в приводах люфтов повышенные показатели всех известных значений. Люфт можно устранить использованием подтяжки креплений или просто заменить целиком деталь, у которой есть разработанное отверстие и большой показатель износа.
Чтобы осмотреть и произвести мелкого типа ремонт контактора, следует в обязательном порядке аккуратно развинтить его, слить из кожуха масло, снять боковую стеночку. Ослабевшие болты и гайки подтянуть, проверить и проконтролировать состояние сальников, если требуется их нужно заменить. Все приводные схемы и сама контактная система должны в обязательном порядке проверены на качество сочленения.
Для сборки и последующей регулировки привода применяются риски, которые нанесены на все сочленяющиеся детали. Уплотняющая прокладка должна быть заменена после проведенного ремонта РПН трансформатора. Затем снова закрепляют боковую стенку кожуха и заливают в необходимом объеме масло. В кожухе пробивное напряжение масла должно быть выше, чем 22 кВ, в противном случае его следует заменить.
Для того, чтобы перепроверить качество работы, убедиться, что нет люфтов, а также исключить возможность всех имеющихся ошибок – достаточно снять круговую диаграмму и проверить последовательность работы механизма переключающего устройства.
Струйный тип защиты бака РПН
Если силовой трансформатор имеет мощность 110кВ, то чаще всего у него в конструкции имеется и встроенное устройство для регулировки напряжения под нагрузкой. Расположено это устройство в отдельном баке, который изолирован от основного бака силового преобразователя. Чтобы не приходилось часто осуществлять замену РПН на трансформаторе, к нему приспосабливают защитный механизм – струйное реле.
Любой повреждение, которое происходит по любой причине внутри бака, практически мгновенно сопровождается выбросом трансформаторного масла в расширитель. Если имеется поток масла, то моментально срабатывает струйная защита. В итоге это приводит к тому, что силовой преобразователь в автоматическом порядке отключается от сети.
Текущий ремонт трансформатора и РПН
Текущий ремонт трансформатора, а также подключенного к нему устройства РПН осуществляется не чаще, чем 1 раз в 12 месяцев. Если оборудование установлено в местах, где есть фактор повышенного загрязнения, то межремонтный период может быть в несколько раз сокращен.
В момент текущего ремонта следует выполнить следующие работы, которые прописаны в нормативном акте:
- проверка с последующей регулировкой наличия масла в трансформаторе;
- обновление всех поврежденных лакокрасочных поверхностей;
- проверка работы маслострелочных указателей;
- проверка работы схемы управления и охлаждения системы РПН;
- отобрать пробы масла и отправить их на анализ.
При сливе масла с защитного реле РПН следует выполнять такую последовательность работ:
- С бака контактора открыть кран слива, а после начала слива закрыть кран между корпусом защитного реле и расширителем самого РПН.
- Вскрыть пробку, чтобы выпустить воздух контактора.
- После того, как масло сольется ниже нужного уровня, следует закрыть кран.
Из расширителя масло следует выливать в защитное рыле совсем небыстро, до появления течи масла через открытую пробку.
Спустя 12 лет можно проводить первый капитальный ремонт трансформатора. Важнее всего при первом капитальном ремонте руководствоваться эксплуатацией от завода изготовителя. Капремонт изначально нужен для максимального улучшения эксплуатационных и технических характеристик как самого силового преобразователя, так и всех его составляющих.