Ремонт ввода трансформаторов осуществлять сложнее всего именно из-за их размеров. Армированные вводы работают в очень сложных условиях, а потому их ремонт и осмотр требуется с определенной периодичностью. Ремонт отводов трансформаторов должен осуществлять специалист с высоким уровнем квалификации.
Основные поломки вводов
Существует несколько основных поломок, которые чаще всего встречаются в вводах силовых трансформаторов. Среди них:
- Неисправность фарфора и диффундирование масла через замазку непосредственно армированных вводов. В данной ситуации необходимо заменить масло и устранить замазку с нанесением новой.
- Попадание грязи, а также окисления изоляционного масла, которое в итоге может заполнить ввод и бак. В этой ситуации ввод и бак разбирать необязательно, нужно просто заменить масло.
- Ухудшаются параметры внутренней изоляции ввода, а также нехватка масла в самом вводе. Здесь уже рекомендуется полная разборка ввода в специализированной мастерской.
- Протечки между уплотнителями фарфоровыми покрышками, а также металлическими элементами самих вводов.
- Течь в уплотнителях измерительного ввода и бой фарфоровых конструкций.
- Сломано стекло маслоуказателя.
- Дефекты изоляционного покрытия нижнего экрана ввода.
- Течь в зонах уплотнений пробок нижней и верхней части ввода.
Также может понадобиться замена манометров и корректировка давления при вводе. При ремонте самого трансформатора ввод подвергается тщательному осмотру, а особое внимание уделяется сохранности изоляции и целостности армированной поверхности. Если на поверхности изолятора имеется более, чем 2 скола, то дефектные места в обязательном порядке промывают бензином и покрывают бакелитовым лаком в двух слоях. Если на изоляторе множество дефектов, то их заменяют на новые.
Если армировочные швы у вводов разрушены более, чем на 30% по окружности, то их изначально расчищают и затем заново покрывают цементирующим раствором.
Если замазка не поддается обработки зубилом, то ее изначально необходимо смочить в нескольких растворах концентрированной кислоты. При этом обязательно работать в защитных очках и в специальных перчатках из кислотоупорной резины.
Ремонт отводов
Если трансформатор поступил в ремонт с частично или полностью поврежденной обмоткой, то в очень частых случаях у него бывает и повреждена бумажно-бакелитовая изоляция отвода. Внешне это выглядит как частичное или полное обугливание изоляции. Непосредственно поврежденную изоляцию отвода необходимо восстановить в процессе ремонта. Для этого отвод полностью отсоединяют от обмотки и переключателя и снимают с него старую, поврежденную изоляцию. Затем старую изоляцию меняют на новую, которая произведена по тому же образцу. Ремонт изоляторов трансформатора может осуществляться гораздо чаще, чем указано в руководстве по эксплуатации. После замены отвод в обязательном порядке снова присоединяют как положено к обмотке и переключателю. Всю эту работу может сделать обмотчик – изолировщик. Но в случаях, когда происходят сложные аварии, если есть опасность повреждения токопроводящего проводника обмотки, работы должен выполнять электрослесарь.
При необходимости создать новый отвод, его изготавливают из проводниковых и электроизоляционнных материалов, которые по свойствам и качестве сопоставимы с теми, из которых был ранее изготовлен отвод трансформатора. Для создания нового отвода следует изначально подготовить новый проводник круглого или прямоугольного сечения медного или алюминиевого проводника, который подойдет по размерам и сечению. Если поврежденный проводник сохранил полностью свои первоначальные размеры, то его будут использовать в качестве шаблона для создания нового отвода.
Конструкцию и форму следует повторить максимально точно, это имеет первоначальное значение. Если эти требования не соблюдать, то возникнет недопустимое изменение всех изоляционных расстояний, что приведет к серьезной аварии в последующем. Известно очень много случаев в послеремонтной практике, когда из-за нарушений изоляционных расстояний аварии на трансформаторе происходили в процессе испытаний после ремонта вводов трансформатора.
Если имеются нарушения отвода с демпфером, то конец отвода зачищают напильником, а затем накладывают конец отвода на участок демпфера и соединяют их пайкой. Соединение демпфера и шины отвода может быть осуществлено с использованием сварки и это окончит ремонт ввода трансформатора.
Испытание вводов
Испытание вводов трансформаторов осуществляется каждый раз после проведения ремонтных работ или процессов по техническому обслуживанию. Проводятся такие испытания в соответствии с законодательными нормативными требованиями. Проводить их могут как на полностью собранном объекте, так и при его сборке. Перед проведением испытаний ввода у него следует взять на пробу масло на электрическую прочность.
Объем испытательных процедур у силовых преобразователей ввода зависит от номинального напряжения. Включает в себя процедура следующие процессы:
- замеры сопротивления изоляции;
- проверка качества масла и испытания на герметичность;
- измерение tg 8;
- испытания с повышенным напряжением частотой в 50 Гц;
- замеры характеристик изоляции ввода.
Все испытательные процессы проводятся с целью, чтобы выявить техническое состояние ввода и найти имеющиеся дефекты, а затем их удалить. Самую высокую эффективность контроля оказывает оборудование, которое дает измерение технических показателей ввода под рабочим напряжением.
Все испытания следует проводить в максимально стабильных условиях окружающей среды. К таким условиям относят:
- положительная температура как окружающей среды, так и изоляции;
- сухие погодные условия – влажность должна быть не более 80%;
- наружная поверхность изоляции должна быть максимально чистой, без лишних налетов;
- вблизи ввода не должно быть посторонних и лишних предметов.
Если вводы испытывают на специальных отдельно расположенных стойках, то их соединительные втулки необходимо в обязательном порядке заземлить.
Часть ввода, которая находится в баке трансформатора может работать при высокой температуре до +70°С, а в тоже время вторая часть ввода может находиться в отрицательной температуре.
Также на ввод действуют самые разные агрессивные вещества окружающей среды. Именно поэтому ремонт вводов силового трансформатора может понадобиться в любой момент. Если вовремя не провести испытания и не заменить обмотку, то в итоге может случиться аварийная ситуация.