Технологическая карта ремонта силового трансформатора

Любой тип ремонта силового трансформатора, будь то текущие или капитальные работы производятся с наличием карты ремонта трансформатора. В этом документе подробно расписываются все проводимые работы, их последовательность и ожидаемый результат. Применяется такая карта на монтаж и ремонтные работы стандартного силового преобразователя.

Базовые сведения по технологической карте ремонта

При доставке силового трансформатора с места, где оборудование было произведено, в первую очередь он подвергается тщательному наружному осмотру. При этом проверяется наличие всех частей по ж/д накладной, а также в каком состоянии находится  упаковка, нет ли течи трансформаторного масла. Если обнаружены неисправности, то должен быть составлен акт, который направляется на завод или на промежуточный пункт. 

На следующем этапе уже приступают к разгрузке силового преобразователя. Чаще  всего производится данное действие при помощи мостового или передвижного крана. Также можно применять и стационарную лебедку. Главное, чтобы у всех механизмов был достаточным показатель грузоподъемности. Если специализированных подъемных средств нет, то трансформатор следует выложить на шпального типа клеть, использую гидравлические подъемные устройства.

Для того, чтобы произвести проверку, уже выгруженный силовой преобразователь перевозят на место установки или в специализированную мастерскую. Перевозку осуществлять могут как на автомобиле, так и на специальном  грузовике-тяжеловозе. Важно, чтобы у них была достаточная грузоподъемность, ориентированная на вес конкретного трансформатора. Также необходимо, чтобы автомобиль, предназначенный для перевозки, имел соответствующую стальную горизонтальную платформу, на которую можно установить без проблем полностью трансформатор в сборе.

Технологическая карта ремонта трансформатора также предусматривает хранение преобразователя с естественным масляным охлаждением. Должны быть сохранены условия хранения ОЖЗ. Если речь идет о сухих трансформаторах, то они должны быть сохранены в собственных кожухах.

При хранении трансформаторов до 35 кВ включительно, которые перевозятся с залитым маслом, но без расширителя , установку последнего и долив масла следует произвести как можно быстрее, не позже, чем через полгода. 

Если трансформатор, который перевозится с маслом или без масла имеет напряжение в 110 кВ, то в этой ситуации долив масла следует проводить не позже трех месяцев.

Организация, а также технология выполнения ремонтных работ

Технологическая карта ремонта силового трансформатора также включает в себя и  оговорки на монтажные работы преобразователей после транспортировки и хранения. Если речь идет о масляных трансформаторах с естественным охлаждением, то чаще всего  упоминаются преобразователи с  напряжением до 35 кВ. Для такого оборудования предусматриваются при монтаже следующие  работы:

  • принять под монтаж помещение или площадку;
  • произвести полноценную ревизию трансформатора;
  • выполнить сушку обмоток, если в этом есть необходимость;
  • осуществить сборку и установку трансформатора на место.

Технологическая карта текущего ремонта трансформатора  в первую очередь содержит перечисление защитных  приспособлений, которые нужны для работы с данным типом оборудования. Специалисты должны  иметь при себе:

  • секундомер;
  • лестницу;
  • заземление;
  • термометр;
  • уровень;
  • насос с манометром;
  • защитные каски;
  • отвертки;
  • скребок;
  • кисточки;
  • силикагель простой и индикаторный;
  • трансформаторное масло;
  • смазку;
  • резиновые прокладки;
  • обтирочный материал;
  • ветошь.

При начале работ следует выполнить подготовительные процедуры, а на следующем этапе производится допуск бригады к работе.

В объем текущего ремонта обязательно входят такие работы как:

  • наружный внимательный осмотр с устранением повреждений;
  • чистка всех изоляторов и бака преобразователя;
  • спуск грязи из расширителя;
  • доливка масла и проверка показателей маслоуказателя;
  • ревизия термосифонных фильтров;
  • проверка, в каком состоянии  находится пробивной предохранитель;
  • проверка защитных механизмов;
  • отбор и проверка, анализ проб масла;
  • проведение тестовых испытаний и пробных замеров.

Все выполняемые работы в обязательном порядке  документируются и заносятся в протокол. Особенно это касается испытательных процедур.

Реже производят капитальный ремонт силовых трансформаторов, технологическая карта которого содержит весь объем текущего ремонта, плюс дополнительные действия. Также в капитальный ремонт включен осмотр и ремонт обмоток, магнитопровода, проверка состояния всех контактных соединений обмоток и переключателей, проверка всех имеющихся переключательных устройств,  ремонт их контактов. Следует также проверить, в каком состоянии находится бак у трансформатора, нет ли в нем повреждений. Это же касается расширителя и трубопровода.

При наличии следующих условий силовой преобразователь следует в обязательном порядке аварийно вывести из  строя:

  • посторонние звуки, сильное внутреннее потрескивание или нехарактерные шумы;
  • ненормальный или постоянно-нарастающий нагрев при наличии нормальной нагрузки и постоянного охлаждения;
  • выброс масла из расширителя и разрушение выхлопной трубы;
  • обнаружение течи масла и снижение его уровня ниже, чем имеются допустимые пределы;
  • при обнаружении неудовлетворительных результатов масла из химической лаборатории.

Если обнаружено старение изоляции обмоток и  увлажнение трансформаторного масла,  то возникает риск замыкания на корпусе и замыкания между обмотками трансформатора, что будет выражаться в ненормальных и неестественных  шумах в силовом преобразователе. Потрескивание и гудение может выражаться при неисправности, которую называют «пожаром стали». Это происходит при нарушении межлистовой изоляции. 

После любой из ремонтных работ производят испытательные процедуры как самого трансформатора, так и его отдельных частей. Для этого трансформатор устанавливают в специальную испытательную станцию. После этого и производится замер сопротивления изоляции, замер омического сопротивления и замер характеристик всех обмоток. При испытаниях устанавливают возможные отклонения и предписывают как их исправить. При необходимости производят ремонт активной части силового преобразователя.