Текущий ремонт силовых трансформаторов

Текущий ремонт силовых трансформаторов

Текущий ремонт трансформатора должен выполняться строго с определенной периодичностью. Причем в этот тип мероприятий входит определенный объем работ. Чаще всего проводится такой ремонт без выемки сердечника и при этом происходит отключение трансформатора. Чаще всего периодичность текущего ремонта силовых трансформаторов – раз в 12 месяцев, но с учетом местных условий он может происходить чаще.

Общая информация о трансформаторах

Сами по себе трансформаторы являются достаточно сложными и дорогими устройствами. Они необходимы для применения в электросетях для питания электричеством энергопромышленных, гражданских объектов, а также оборонных структур. Такое оборудование должно быть максимально надежным. Всего существует два типа силовых трансформаторов: маслонаполненные и «сухие». В последних для изоляции и в качестве охладительного материала используется воздух.

Сухие типы трансформаторов чаще всего уступают по мощности маслонаполненным.

Суть  работы силового преобразователя в том, чтобы на первичную обмотку подать переменный тип напряжения, по ней будет идти переменный ток. Затем из-за явления электромагнитной индукции в магнитопроводе возбуждается магнитный поток, который дает электродвижущие параметры на вторичный тип обмотки, а в обмотках возникает электрическое сопротивления из-за их нагрева.

Магнитный поток в сердечнике меняет параметры своего направления с частотой переменного напряжения, а это приводит к  выделению тепла в магнитопроводе и появлению силового воздействия переменного магнитного поля на элементы — магнетики конструкции трансформатора, а затем в результате механического воздействия и на все остальные конструкции. Именно этот эффект вызывает  классическое «гудение» и лёгкую вибрацию силового преобразователя, который находится в работе.

Ремонт силового трансформатора

Текущий ремонт трансформатора  напряжения, как и капитальный необходимо проводить  с определенной регулярностью. Дело в том, что при работе трансформатора происходит воздействие следующих факторов на все его узлы:

  • климатические;
  • электродинамические;
  • механические;
  • химические;
  • биологические;
  • термические.

В итоге силовой преобразователь теряет все изначальные параметры и это может привести к его поломке и выходу из строя. Ремонт трансформатора после аварии или потери эксплуатационных характеристик всегда обходится на порядок  дороже, а потому лучше грамотно и постоянно выполнять текущий и капитальный ремонт по определенной схеме.

Объем работ маслонаполненного трансформатора, которые входят в стандартный текущий ремонт, содержит следующие процессы:

  • подготовка к ремонту силовых трансформаторов;
  • внешний осмотр оборудования, выявление очевидных дефектов;
  • чистка изолятора и бака преобразователя;
  • слив грязи из устройства расширителя, пополнение трансформаторного масла и проверка маслоуказателя;
  • осмотр и контроль над краном и уплотнительными конструкциями;
  • проверка и очистка охлаждающих элементов;
  • проверка и ревизия газового типа защиты;
  •  контроль над целостностью мембраны в выхлопной трубе;
  • инструментальные замеры всех важных параметров при испытаниях.

Текущий ремонт сухих трансформаторов немного отличается из-за отсутствия необходимости сливать масло и контролировать его уровень. Если вкратце, то текущий ремонт схема для сухого трансформатора выглядит таким образом:

  • внешний  наружный осмотр и устранение выявленных поломок, (подтяжка резьбовых соединение и т.д.);
  • проверка и контроль параметров  системы охлаждения – рекомендуется проводить раз в 6 месяцев. Если система работает с принудительной вентиляцией  – оценить качество работы вентиляторов. Проверить исправность температурного контроллера;
  • убрать загрязнения с поверхности силового трансформатора – рекомендуется производить раз в 3 месяца;
  • проверка корпуса на наличие трещин – раз в 12 месяцев, а при их появлении сразу следует  устранять;
  • проверка целостности изоляции, состояния защиты металлических элементов конструкции проводится раз в 12 месяцев;
  • проверка состояния фиксации для обмоток, если обнаружатся дефекты, нужно заняться их устранением, если обмотка литая – ее заменить. 
  • инструментальное измерение параметров при испытаниях (электрические испытания обмоток, работа температурного контроллера и т.д.).

Классификация ремонта трансформатора  зависит не только от того, какой тип трансформатора подвергается ремонту, но и от объема работ. Капитальный ремонт, в отличие от текущего предполагает разборку активной части силового преобразователя и  полный перебор многих конструкций. На начальном этапе следует вскрыть маслонаполненный трансформатор. Отдельно производятся ремонтные работы для магнитопровода, обмоток, переключателей, отводов, изоляционных конструкций. Также ремонту подвергаются и все элементы, которые просматриваются при текущем ремонте. Бак трансформатора подвергается чистке и последующей окраске. Активная часть трансформатора сушится. Затем производится проверка сигнальных и замерительных приборов. На конечном этапе в обязательном порядке проводят сборку трансформатора после ремонта и  проводят все испытательные и замерительные процедуры, чтобы оборудование начало нормально работать.

Чтобы не пришлось в итоге  проводить текущий ремонт  чаще положенного времени, важно правильно выбрать  трансформатор. Есть несколько параметров, на которые нужно изначально  обратить внимание:

  • номинальные и максимальные показатели напряжения в первичном типе обмотки;
  • номинальные значения первичного тока;
  • показатели частоты переменного тока;
  • класс точности – он отличается для цепей защиты и измерения.

Вне зависимости от того, следует проводить ремонтные работы или еще рано, персонал должен обращать внимание на некоторые показатели наличия дефектов в силовом трансформаторе:

  • наличие посторонних звуков, потрескиваний;
  • появление сильной вибрации;
  • плохое состояние армированных швов;
  • отсутствие заземления корпуса или  вторичного типа обмотки.

При любом из данных условий необходимо подготовиться и провести внеплановый ремонт, чтобы избежать аварийной ситуации.