Работы при капитальном ремонте трансформатора

При  капитальном типе ремонта у силовых трансформаторов производятся как среднестатистические работы по текущему ремонту, так и разборка активной части силового преобразователя. Разбирать активную часть  необходимо при повреждении обмотки, магнитной системы, а также при возникновении проблем с изоляцией, которые связаны с ее износом. Все работы при капитальном ремонте трансформатора должны выполняться  высококвалифицированными специалистами, а основные работы проводятся в соответствии с конструктивными особенностями силового преобразователя.

Капитальный ремонт силовых  трансформаторов: основы

Для проведения капитального ремонта следует провести несколько основных работ, среди которых:

  1. Вскрытие самого трансформатора. На первом этапе необходимо  слить масло ниже уровня крышки примерно на 20-30 см. После того, как масляный агрегат вскроется, следует извлечь из него магнитопровод со всеми обмотками.
  2. Проводится осмотр обмоток. Это необходимо, чтобы выявить все имеющиеся замыкания, нагары, повреждения, чтобы была возможность сразу их удалить.
  3. Ремонт крышек и всех комплектующих крышковых элементов. Это касается изоляторов, выводов, осушителей, а также фильтров, кранов и выхлопных труб.
  4. Объем капитального ремонта трансформатора предполагает  проверку расклинивания и фиксирования катушек на ярме. Если нужно их подклинивают, а также принудительно распинают.
  5. Если речь идет о масляном трансформаторе, то в таком случае необходимо произвести очистку жидкого диэлектрика. Если у анализов данного материала выявились неудовлетворительные результаты, то следует полностью его заменить.
  6. Также объем ремонта трансформаторов включает в себя проверку трещин в трубах, радиаторах, установку новых прокладок, проверку работоспособности системы охлаждения.
  7. Очистка  деталей от старых слоев краски и нанесение нового покрасочного материала.
  8. Испытательные работы с дополнительными приборами.
  9. Разборка всей активной части с последующей сушкой ее элементов.
  10. Испытания и замеры основных параметров работоспособности силового преобразователя: коэффициенты трансформации, потери холостого хода.
  11. Испытательные процедуры силовых цепей в приборе, а также проверка изоляции обмоток.

Если объем текущего ремонта трансформатора не требует вскрытия бака, то капитальный ремонт требует такой процедуры в обязательном порядке. Если в некоторых ситуациях нет возможности достать ярмо электрической машины, то допускается производить ремонт капитальный с внешним типом осмотра.

Разборка трансформатора

Разборка силового трансформатора в период капитального ремонта начинается  с демонтажа газового реле, предохранительной трубки, термометра и прочих деталей, которые установлены на крышке трансформатора. Демонтаж расширителя производят следующим образом:  снять сначала маслопровод с краном, а стекло маслоуказателя закрыть щитком фанеры на определенное время. Затем стропят расширитель и отворачивают  болты крепежной системы. На следующем этапе проводят демонтаж крышки  трансформатора.

Чтобы поднять активную часть силового преобразователя в обязательном порядке используют специальные приспособления и стропы, если на стенках бака имеются вводы, то сначала следует отсоединить отводы, демонтировать вводы, а уже потом поднять активную часть силового трансформатора. Когда крышка над баком будет  поднята на 20-25 см. следует внимательно присмотреться, чтобы не было перекоса в активной части. В противном случае это приведет к повреждению обмотки. Если  перекос будет обнаружен, то активную часть следует  опустить на дно и затем поднимать ее будет необходимо только после того, как  перекос будет устранен специалистами.

Для обеспечения вертикального стойкого положения необходимо  активную часть, которая была поднята, установить на специальный помост из брусов или досок. В таком положении будет возможность перепроверить, осмотреть данный механизм и при необходимости исправить видимые дефекты.

Текущий ремонт силового трансформатора

Типовой объем текущего ремонта трансформаторов включает в себя следующие типы работ:

  • технический тип осмотра с выявлением внешних дефектов и  применением мер по их устранению;
  • механическая чистка стенок и крышек баков, трубок изоляторов, а также прочих деталей;
  • удаление засорителей из бака, они чаще все собираются в нижней части и если открутить заглушку, то  такой мусор вытечет в первую очередь;
  • определить по показаниям стрелки  в маслоуказательном стекле, какой уровень масла и достаточное ли это количество;
  • проверка норм и параметров хода запорной и крановой арматуры;
  • если масляный бак силового трансформатора имеет отдельные радиаторы, то их следует в обязательном порядке проверить нам герметичность и отсутствие течи;
  • обязательно проводится проверка газовых защит;
  •  если имеется выхлопная труба, то в обязательном порядке следует  испытать мембрану на процесс срабатывания;
  • проверка и замеры масла на пробой, а также химический, лабораторный анализ;
  • электрические испытательные процедуры для обмоток и прочих  деталей силового преобразователя.

Также при текущем ремонте на трансформаторах, которые имеют регулировочные устройства,  осуществляются регламентные работы и на регуляторах. Это  прокрутки, опробования защит и так далее. Проверку циркуляционных труб трансформатора производят при капитальном ремонте согласно нормативным документам от  производителя.

Стадии испытания трансформаторного масла

Все стадии испытаний трансформаторного масла следует проводить в обязательном порядке, чтобы убедиться в исправности как самого трансформатора, так и его отдельных частей. Полученные  в итоге результаты могут стать критерием к выполнению ремонтных работ капитального объема.

Наиболее важная функция масла – изоляция токоведущих частей силового преобразователя и плюс отведение тепла от нагревающихся частей. При функционировании масло подвергается целому ряду воздействий: фактор высокой температуры, кислорода воздуха, механических примесей, химических веществ. В результате диэлектрические свойства снижаются и это приводит к сниженным показателям пробивного напряжения.

Именно поэтому отбор проб  диэлектрического материала осуществляется каждые 5000 переключений, но по стандартам происходить это должно не раньше, чем раз в год.

При этом капитальный ремонт, в отличие от текущего проводится гораздо реже. Первый раз капитальный ремонт силового трансформатора требуется проводить через 12 лет после пуско-наладочных работ. Но в случае, если есть какие-то отклонения по параметрам, то в обязательном порядке необходимо провести капитальный ремонт в полном объеме раньше требуемых сроков. После первого раза периодичность капремонта составляет раз в 6 лет, если иное не установлено специальными нормативными документами. Весь объем работ производится согласно нормативным документам и в обязательном порядке записывается  в специальный журнал, чтобы можно было регулировать весь процесс и  проведенные процедуры.