Ремонт обмоток силового трансформатора

Ремонт обмоток силового трансформатора

Ремонт обмоток силового трансформатора следует производить  сразу после выявления износа конструкции. Если, например, при сильном воздействии пальцем на изоляционный материал он  начинает разрушаться, то следует в кратчайшие сроки произвести  перемотку обмоток или определенной части поврежденного участка. Если вовремя не  привести в порядок обмотку, то это может привести к поломке самого силового трансформатора.

В момент ремонта обмотки трансформаторов проверяют следующие параметры:

  • качество прессовки;
  • наличие деформаций;
  • отсутствие смещение обмоток;
  • присутствие шлама в масляных каналах;
  • исправность паек.

При нахождении  деформаций обмотку перематывают или заменяют на новую конструкцию.

Удаление  поврежденных участков

В первую очередь с обмоточного провода следует удалить старую изоляцию. Для этого обмотку разматывают на отдельные бухты и затем их нагревают в печи до температуры 500-600°С. После этого процесса изоляция  обгорает и с меди убираются внутренние, упругие напряжения и она становится «мягкой». Для того, чтобы в процессе обжига бухта не запуталась, ее предварительно бандажируют проволкой и потом устанавливают на специализированные стойки.

Также в процессе ремонта применяется и способ механического удаления старого типа изоляции. Для такой процедуры провод протягивают через специальное устройство, в котором изоляции разрезают в продольном направлении. Затем провод очищают скребками и рихтуют.  Процесс рихтовки осуществляется протягиванием сквозь специальную систему стальных роликов, а в последующем этапе провод перематывается на барабаны, которые во избежание перегибов провода не должны иметь диаметра меньше, чем 500 мм.

Затем концы провода соединяются внахлест с помощью электропайки серебряным припоем. Место пайки опиливается и затем обрабатывается  с использованием наждачной бумаги. Затем на провод наносят новую изоляцию с использованием специальных бумажнооплеточных станков.

Установка новой обмотки

Перед частичной или полной перемотки обмоток, предварительно  необходимо заготовить изоляционные детали и все требующиеся для изоляции материалы. К ним относят:

  • бумажно-бакелитовые кольца;
  • рейки для каналов между слоями;
  • полосы электрокартона.

Вся технология изготовления и замены  обмотки трансформатора должна в точности соответствовать заводской. После того, как совершена перемотка винтовые и непрерывные обмотки увеличиваются по сравнению с изначальным осевым размером. Именно поэтому их в итоге стягивают стальными шпильками и плитами, а затем подвергают сушке и прессовке для получения требуемых размеров.

На самой верхней плите устанавливают специальные пружины, чаще всего тарельчатого типа. Под их воздействием обмотка в автоматическом порядке  подпрессовывается по мере процесса высыхания и естественной усадки изоляции. Между плитками и торцами обмотки следует установить деревянные подставки.

У завода-изготовителя обмотку при производстве просушивают в специальном термошкафу под воздействием ваккума. При совершении индивидуальных ремонтных работ сушка осуществляется без вакуума. Производится она в специальных шкафах с электроподогревом, а также в специальных металлических закрытых баках, которые нагреваются с использованием индукционной обмотки. Сушка производится в течение 10-15 часов при температуре не менее 100-105 градусов. Затем обмотку подвергают дополнительной прессовке, подтягивают гайки на шпильках стяжных плит. Весь процесс производят до того момента, как будет получен необходимый осевой размер.

Для придания обмоткам монолитности и дополнительной механической прочности обмотки 1 и 2 габаритов и все слоевые обмотки после сушки и прессовки в обязательном порядке обрабатывают специальным лаком. Для этого применяют метод погружения, после чего  обмотку запекают. Чтобы качество пропитки улучшилось, непосредственно перед погружением лак все обмотки нагревают примерно до температуры 50-70°С. Время, которое длится пропитка, зависит от размеров и конструкционных особенностей обмотки, а также от напряжения. Обычно этот временной интервал колеблется в пределах 15-45 минут. После того, как лишний лак стечет, пропитанную обмотку следует поместить в термошкаф. Там ее выдерживают при температуре в 100 градусов в течение 12 часов.

Если обмотка изготавливается без пропитки и последующего запекания, то для ее механической прочности витки изначально укладывают максимально плотно и достигается это за счет усиления  натяжения намоточного провода. Также обмотку в дополнительном порядке прошивают деревянными наружными рейками.

После прохождения сушки обмотку спрессовывают на специальном прессовочном оборудовании и отделывают, обрезая выглядывающие части реек, концы изоляционных лент, а также убирают выступающие провода, обрезают и укладывают концы обмоток. Затем сравнивают итоги работы с  имеющимся чертежом, выравнивают столбы прокладок. После всех процессов отделки и прессовки обмотку стягивают стальными рамами. В этих рамах и производится транспортировка обмоток и последующее хранения до момента установки на магнитную систему.

Только после того, как будет заменена и перемотана обмотка можно определить полный объем ремонтных работ магнитной системы силового трансформатора. В первую очередь очищают стержни и нижнее ярмо от загрязнений, шлаков и копоти. Затем  следует проверка качество и механической прочности  изоляции пластин. Дополнительно проверяется изоляция ярмовых балок и пластин. Если на пластине лаковое покрытие, то оно не должно спекаться. Если воздействовать на данные пластины острым предметом, то лаковая пленка не должна сниматься.

Если на стяжных шпильках и пластинах  магнитной системы нет видимых повреждений, то она считается годной для дальнейшей сборки и работы. Полный ремонт всей магнитной  включает в себя большое количество  процессов, среди которых: установка системы в горизонтальное положение, расшихтовка и разборка стержней нижнего ярма, отбраковка и ремонт пластин, установка новых пластин. Все повреждения магнитной системы стремятся устранить без ее разборки, поскольку полная разборка может привести к увеличению параметров потерь холостого хода  до 25%.