Ремонт обмоток силового трансформатора

Ремонт обмоток силового трансформатора следует производить  сразу после выявления износа конструкции. Если, например, при сильном воздействии пальцем на изоляционный материал он  начинает разрушаться, то следует в кратчайшие сроки произвести  перемотку обмоток или определенной части поврежденного участка. Если вовремя не  привести в порядок обмотку, то это может привести к поломке самого силового трансформатора.

В момент ремонта обмотки трансформаторов проверяют следующие параметры:

  • качество прессовки;
  • наличие деформаций;
  • отсутствие смещение обмоток;
  • присутствие шлама в масляных каналах;
  • исправность паек.

При нахождении  деформаций обмотку перематывают или заменяют на новую конструкцию.

Удаление  поврежденных участков

В первую очередь с обмоточного провода следует удалить старую изоляцию. Для этого обмотку разматывают на отдельные бухты и затем их нагревают в печи до температуры 500-600°С. После этого процесса изоляция  обгорает и с меди убираются внутренние, упругие напряжения и она становится «мягкой». Для того, чтобы в процессе обжига бухта не запуталась, ее предварительно бандажируют проволкой и потом устанавливают на специализированные стойки.

Также в процессе ремонта применяется и способ механического удаления старого типа изоляции. Для такой процедуры провод протягивают через специальное устройство, в котором изоляции разрезают в продольном направлении. Затем провод очищают скребками и рихтуют.  Процесс рихтовки осуществляется протягиванием сквозь специальную систему стальных роликов, а в последующем этапе провод перематывается на барабаны, которые во избежание перегибов провода не должны иметь диаметра меньше, чем 500 мм.

Затем концы провода соединяются внахлест с помощью электропайки серебряным припоем. Место пайки опиливается и затем обрабатывается  с использованием наждачной бумаги. Затем на провод наносят новую изоляцию с использованием специальных бумажнооплеточных станков.

Установка новой обмотки

Перед частичной или полной перемотки обмоток, предварительно  необходимо заготовить изоляционные детали и все требующиеся для изоляции материалы. К ним относят:

  • бумажно-бакелитовые кольца;
  • рейки для каналов между слоями;
  • полосы электрокартона.

Вся технология изготовления и замены  обмотки трансформатора должна в точности соответствовать заводской. После того, как совершена перемотка винтовые и непрерывные обмотки увеличиваются по сравнению с изначальным осевым размером. Именно поэтому их в итоге стягивают стальными шпильками и плитами, а затем подвергают сушке и прессовке для получения требуемых размеров.

На самой верхней плите устанавливают специальные пружины, чаще всего тарельчатого типа. Под их воздействием обмотка в автоматическом порядке  подпрессовывается по мере процесса высыхания и естественной усадки изоляции. Между плитками и торцами обмотки следует установить деревянные подставки.

У завода-изготовителя обмотку при производстве просушивают в специальном термошкафу под воздействием ваккума. При совершении индивидуальных ремонтных работ сушка осуществляется без вакуума. Производится она в специальных шкафах с электроподогревом, а также в специальных металлических закрытых баках, которые нагреваются с использованием индукционной обмотки. Сушка производится в течение 10-15 часов при температуре не менее 100-105 градусов. Затем обмотку подвергают дополнительной прессовке, подтягивают гайки на шпильках стяжных плит. Весь процесс производят до того момента, как будет получен необходимый осевой размер.

Для придания обмоткам монолитности и дополнительной механической прочности обмотки 1 и 2 габаритов и все слоевые обмотки после сушки и прессовки в обязательном порядке обрабатывают специальным лаком. Для этого применяют метод погружения, после чего  обмотку запекают. Чтобы качество пропитки улучшилось, непосредственно перед погружением лак все обмотки нагревают примерно до температуры 50-70°С. Время, которое длится пропитка, зависит от размеров и конструкционных особенностей обмотки, а также от напряжения. Обычно этот временной интервал колеблется в пределах 15-45 минут. После того, как лишний лак стечет, пропитанную обмотку следует поместить в термошкаф. Там ее выдерживают при температуре в 100 градусов в течение 12 часов.

Если обмотка изготавливается без пропитки и последующего запекания, то для ее механической прочности витки изначально укладывают максимально плотно и достигается это за счет усиления  натяжения намоточного провода. Также обмотку в дополнительном порядке прошивают деревянными наружными рейками.

После прохождения сушки обмотку спрессовывают на специальном прессовочном оборудовании и отделывают, обрезая выглядывающие части реек, концы изоляционных лент, а также убирают выступающие провода, обрезают и укладывают концы обмоток. Затем сравнивают итоги работы с  имеющимся чертежом, выравнивают столбы прокладок. После всех процессов отделки и прессовки обмотку стягивают стальными рамами. В этих рамах и производится транспортировка обмоток и последующее хранения до момента установки на магнитную систему.

Только после того, как будет заменена и перемотана обмотка можно определить полный объем ремонтных работ магнитной системы силового трансформатора. В первую очередь очищают стержни и нижнее ярмо от загрязнений, шлаков и копоти. Затем  следует проверка качество и механической прочности  изоляции пластин. Дополнительно проверяется изоляция ярмовых балок и пластин. Если на пластине лаковое покрытие, то оно не должно спекаться. Если воздействовать на данные пластины острым предметом, то лаковая пленка не должна сниматься.

Если на стяжных шпильках и пластинах  магнитной системы нет видимых повреждений, то она считается годной для дальнейшей сборки и работы. Полный ремонт всей магнитной  включает в себя большое количество  процессов, среди которых: установка системы в горизонтальное положение, расшихтовка и разборка стержней нижнего ярма, отбраковка и ремонт пластин, установка новых пластин. Все повреждения магнитной системы стремятся устранить без ее разборки, поскольку полная разборка может привести к увеличению параметров потерь холостого хода  до 25%.